Как создать эффективный корпоративный сайт и что может стать причиной провала?
Какими характеристиками должен обладать хороший корпоративный сайт? Рассмотрим этот вопрос подробнее. В наше время сайт необходим для того, чтобы средние и крупные компании могли эффективно работать над задачами и проектами, поддерживать ведение CRM-баз данных и документооборота, управлять внутренними коммуникациями и PR-кампаниями. Стать виртуальным представительством организации в Глобальной сети — это совсем недавно стало массовой практикой, однако именно такие сайты нашли ответ от широкой аудитории.
Многочисленные исследования показывают, что грамотное использование интернет-ресурса позволяет получить конкурентное преимущество быстро и с минимальными дополнительными затратами. В этом случае сайт может предоставить целый ряд преимуществ, таких как: улучшение имиджа компании, расширение географии продаж, привлечение ресурсов для инвестиций и т.д. Однако, необходимо подчеркнуть, что ожидать положительного результата следует только от качественно разработанного сайта.
В этой статье мы рассмотрим необходимые признаки, которыми должен обладать качественный корпоративный сайт, перечислим факторы, которые влияют на стоимость разработки и приведем примеры успешных проектов.
Сайт как пятый элемент успешного бизнеса
Корпоративные сайты являются важными интернет-ресурсами, на которых можно найти подробную информацию о деятельности компании или предприятия, такую как описание услуг, история развития, условия сотрудничества, онлайн-сервисы, открытые вакансии, интересные предложения, новости и другие события, отображающие деятельность организации. Обычно вся информация, представленная на сайте, собрана в управляемую базу данных.
Корпоративные сайты отличаются многоуровневой структурой и большими объемами информации по сравнению с одностраничными сайтами или лендингами. Они также обеспечивают возможности для интеграции во внутреннюю корпоративную сеть, ведения документооборота и бухгалтерии, управления и визуализации бизнес-процессов, работы с почтовым сервером по протоколу POP3, кластеризации веб-ресурса для улучшения доступности и его масштабирования при больших нагрузках, автоматической отправки сообщений (Push & Pull), полной интеграции с мобильными версиями интернет-магазинов, A/B тестирования на предмет конверсии при изменениях в архитектуре и дизайне сайта, а также расширенной веб-аналитики, необходимой для успешного проведения маркетинговых мероприятий и других задач.
Корпоративные порталы ориентированы прежде всего на действующих и потенциальных бизнес-партнеров, а также на средства массовой информации. Важно понимать, что повышение продаж не является главной задачей при создании корпоративного сайта. Однако он может принимать заказы и обрабатывать их, проводить опросы и исследования, проводить рекламные кампании, обрабатывать почту и организовывать рассылки, расширять клиентскую базу и географию продаж, а также обеспечивать узнаваемость среди потенциальных клиентов.
Корпоративные сайты также могут быть внутренними ресурсами, созданными для делового общения сотрудников. Это сложный программный продукт, который позволяет ставить задачи в рамках одной организации, пользоваться единой базой данных, налаживать взаимодействие между географически распределенными филиалами и т.д. На внутреннем корпоративном сайте могут быть представлены разделы, такие как личный кабинет сотрудника, внутренний чат, расписание корпоративных мероприятий, модуль тайм-менеджмента, внутренние новости, приказы, распоряжения и файловое хранилище для организации документооборота и других задач.
Современные корпоративные сайты объединяют информационную и внутреннюю программную часть. Внутренняя часть защищена авторизацией через LDAP или подобные службы и протоколы каталогов, публичная же часть открыта для свободного доступа в интернете.
Статистика продолжает демонстрировать рост числа пользователей интернета. Согласно исследованиям «Яндекса», ВЦИОМа и группы TNS, проникновение интернета в России к 2015 году возросло до 70%, а в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, этот показатель почти достигает 80%. Ежегодно статистика продолжает расти на 6–10 процентных пунктов. Опросы также показывают, что у пользователей снижается доверие к компаниям, которые не представлены в интернете.
Современный маркетинг в своей теории относит веб-PR (наличие веб-сайта и онлайн-каталога, организация виртуальных конференций и т.д.) к числу трех составляющих интерактивного PR, которые напрямую влияют на популярность, узнаваемость и авторитет компании.
Сегодня эксперты в области веб-разработок и интернет-PR уже не задаются вопросом, нужен ли корпоративный сайт. Вместо этого они фокусируются на том, каким должен быть этот ресурс, чтобы максимально эффективно выполнять задачи по коммуникации и построению имиджа компании.
Современный корпоративный сайт должен быть не только привлекательным, но и функциональным, чтобы пользователи могли легко находить необходимую информацию и использовать организационные возможности. Критическими показателями являются грамотный дизайн, архитектура и стиль, которые соответствуют компании.
Согласно профилю деятельности, бизнес может придерживаться минимализма или применять яркие и сложные архитектурные решения. Тем не менее, есть три основных показателя, которые определяют комфорт использования корпоративного сайта:
- Простота навигации, где каждый пользователь может легко понимать, куда ведут ссылки и где находится искомая информация. Быстрый поиск, продуманная навигация и минимум кликов - ключевые критерии.
- Адаптивность и SEO-оптимизация - обязательные показатели, так как пользователи используют мобильные устройства, а также поисковые системы для быстрого поиска необходимой информации.
- Скорость и стабильность - страницы должны быстро загружаться в соответствии с удельным весом информации на сайте, правильной настройкой хостинга.
Корпоративные сайты должны иметь эффективную систему управления содержимым, то есть CMS. Системы управления должны быть простыми в использовании, позволяющими неопытным пользователям добавлять и изменять информацию без навыков программирования. Особенно для корпоративных порталов используются платные «движки» и «админки», которые можно разместить в следующем порядке по популярности:
- 1С-Битрикс - лидер в стабильности, безопасности и функциональности (более 13 300 проектов в Рунете со средним тИЦ - 72).
- UMI.CMS - неограниченная мультисайтовость за одну лицензию, простой интерфейс (свыше 2300 проектов со средним тИЦ - 31).
- NetCat - бюджетный вариант, удобный для «быстрых» лендингов (более 1900 сайтов при среднем тИЦ - 58).
- HostCMS - легкая, быстрая, удобная и недорогая система (около 1100 ресурсов, средний тИЦ - 32).
- AMIRO.CMS - больше ориентирован на электронную коммерцию, много ресурсов (более 8000 сайтов), низкий средний тИЦ - всего 5.
Кроме того, информационное наполнение корпоративного сайта крайне важно. Компания должна предоставлять полную информацию о ее деятельности, товарах и услугах, а также о преимуществах сотрудничества.
Корпоративные сайты также позволяют изучать целевую аудиторию, собирать статистику посещений и анализировать поведение посетителей на ресурсе. Хорошей практикой является предоставление ограниченного доступа к информации только зарегистрированным пользователям.
Помимо этого, обязательными элементами на корпоративном сайте являются различные формы обратной связи, которые должны гарантировать быстрый ответ на вопросы пользователя и оперативность ответа. Краткое оповещение пользователя может быть получено в течение нескольких секунд после отправки запроса, а реакция администраторов и менеджеров должна быть в течение нескольких часов.
Итак, чтобы престиж компании был гарантирован, необходимо создать высококачественный корпоративный сайт, который должен быть функциональным и соответствовать всем определенным критериям.
Современный ресурс нуждается в хорошо проработанной структуре, удобной навигации и правильном дизайне для успешного привлечения пользователей. Как показывает опыт участников конкурса «Золотой сайт - 2016», правильная революционная стратегия может привести к значительному росту популярности и повышению численности пользователей.
Каждый из участников конкурса демонстрирует свой индивидуальный подход к созданию корпоративного сайта. Одним из примеров успешного редизайна стал сайт компании «Газпром Нефть», который был запущен в 2015 году, учитывая не только лучшие практики за рубежом, но и потребности конечных пользователей. Этот сайт предлагает адаптивную верстку, изменяет функционал и структуру сайта, учитывая личность каждой группы потребителей, а также особенности пользователей с ограниченными возможностями.
Результатом внедрения новаций на сайте стало увеличение количества сеансов на 45%, просмотров страниц на 36% и численности пользователей на 41%.
Еще одним примером успешной стратегии стал редизайн сайта торгово-развлекательного комплекса в Ижевске, на котором были учтены интересы покупателей, арендаторов и рекламодателей. Каждая группа потребителей имеет отдельную онлайн-страницу с ключевыми функциями, доступными в три клика. Выбранные элементы дизайна, яркие изображения, оригинальные верстки и анимация соответствуют стилю глянцевого журнала. Эти изменения привели к уменьшению отказов с 39% до 12% и увеличению глубины просмотра с 3,39 до 4,72, а также их длительности - с 1,55 секунды до 4,02.
Сайт авиакомпании «Уральские авиалинии» тоже не остался без внимания разработчиков, которые учитывали анимированные баннеры в едином стиле, логическую цепочку «вопрос – ответ» и иные инновации. Этот подход привел к росту количества посещений в 1,5 раза.
Сайт сети ресторанов быстрого питания Subway был переработан на основе анализа финансовых данных и исследования целевой аудитории, оптимизировали раздел франчайзинга, добавили интеграцию с системой CRM. Конверсия выросла на 33%, а длительность просмотра в разделе франчайзинга увеличилась на 75%, что способствовало увеличению числа заявок в партнеры.
Наконец, крупный телеком-провайдер тоже решил переопределить свой сайт и провести анализ поведения пользователей. На главной странице размещен баннер с актуальными предложениями и возможностью оформить заявку. Увеличили функциональные возможности калькуляторов и перестроили информационную архитектуру. Результат № onlime.ru позволил увеличить конверсию на 14%, а средний чек вырос на 70%.
Этапы создания корпоративного сайта
Существует несколько типовых этапов, по которым формируется любой сайт. Успех проекта зависит от тщательности пройденных этапов и технической грамотности в их выполнении.
Ниже описаны классические этапы разработки корпоративного сайта:
- Бизнес-аналитика - определяются цели проекта и проводится предварительное исследование: анализ целевой аудитории, конкурентов и конкурентных преимуществ заказчика. Важным шагом является формирование бюджета.
- Создание ТЗ - разрабатывается детальный план работы, а также принимаются решения по дизайну и особенностям программирования.
- Создание структуры - расположение элементов и блоков сайта с учетом выбранного макета верстки.
- Прототипы (адаптивные) - этот этап позволяет согласовать все детали проекта и избежать ошибок на стадии дизайна. Здесь важно продумать структуру сайта, добиваясь высоких конверсии и продаж.
- Дизайн (адаптивный) - визуальная составляющая для корпоративных сайтов и порталов имеет особенно важное значение. От внешнего вида зависит первое впечатление и заинтересованность клиента в вас или вашем продукте. Графическую концепцию обычно отрабатывают на примере главной страницы.
- Верстка (UI элементная база) - верстка HTML-страниц сайта на основе дизайна, то есть перевод в HTML-код. Правильно сверстанный сайт работает одинаково во всех браузерах и при любых разрешениях экрана.
- Разработка (программирование) - на сервер устанавливается система управления контентом, в код вносятся необходимые правки. Производится настройка и программирование модулей. На страницах появляется интерактив: ссылки, формы, кнопки и т.д.
- Интеграция (корпортал + CRM-базы данных и телефония + автоматизированный документооборот и учет и прочие) - система управления интегрируется, выполняется настройка сервера и системы безопасности хранения баз данных.
- Создание контента - если тексты, фото, видео предоставляет заказчик, ему следует позаботиться о своевременной их подготовке.
- Правильное размещение контента - изображения и анимация не должны отвлекать от текста, текст должен быть разделен на блоки, легко читаем.
- Проработка SEO - SEO-адаптивные сайты изначально нацелены на продвижение и быстрее поднимаются в топ поисковой выдачи.
- Настройка серверов (хостингов) - на этом этапе проводится тестирование ресурса и оценка его работоспособности. Исправляются ошибки в коде и некорректная верстка, проверяется контент на уникальность.
Запуск сайта - это не конец работы. Сегодня уже недостаточно просто заказать корпоративный сайт с удобной структурой и навигацией. Необходимо продвигать сайт, чтобы добиться высокой посещаемости. Планирование продвижения следует начинать еще на стадии написания ТЗ, поэтому важно, чтобы разработчик был компетентен в вопросе оптимизации. Любые ошибки, допущенные на ранних этапах, могут обойтись очень дорого.
Зачастую, стоимость создания корпоративного сайта зависит от объема работ, уровеня профессионализма исполнителей и требуемых сроков. В нашем регионе цены на услуги по созданию корпоративных сайтов могут варьироваться от 150 тысяч до 3,5 миллионов рублей в зависимости от их качества. Как правило, существует классификация разработчиков:
- «Студенты»: неопытные люди, не имеющие опыта в успешной реализации проектов. На всех этапах разработки задействовано от 1 до 2 человек. Более 80% рынка представлено студентами. Стоимость работы от 20 до 100 тысяч рублей.
- «Претенденты»: специалисты с минимальным опытом, осуществляющие одновременно несколько функций. Стоимость работы от 100 до 200 тысяч рублей.
- «Профессионалы»: профессиональные разработчики, гарантирующие высокое качество и соблюдение сроков. Стоимость работы варьируется от 200 до 700 тысяч рублей.
- «Элита»: веб-студии, в том числе, и те, которые включены в ТОП списках. Цена – от 700 до 3,5 миллионов рублей.
Часто, низкая цена на создание сайта может указывать на:
- использование бесплатных CMS;
- отсутствие SEO-оптимизации;
- устаревший дизайн и т.д.
Затраты на создание сайта, могут окупиться только в случае, если он реализован именно так, как нужно вашему бизнесу. Все вышеперечисленные свойства способны повлиять на эффективность сайта в целом. Качественный ресурс требует значительных вложений и времени на работу команды специалистов, каждый из которых владеет своей отраслью. Однако, результат, с наибольшей вероятностью, окажется наилучшим инструментом для бизнеса, который быстро окупится и начнет приносить прибыль.
Тем, кто намеревается заключить контракт на услуги создания корпоративного сайта, следует принимать свой выбор контрактора с повышенной серьезностью и учитывать свои финансовые возможности, не только в отношении создания, но и дальнейшего обслуживания портала. Не стоит забывать, что обслуживание и содержание ресурса в дальнейшем также потребует некоторых затрат. Не следует ставить экономию превыше возможных ошибок и неудач, связанных с созданием корпоративного сайта невысокого качества. И помните, что всегда бывает целесообразнее задуматься об инвестировании денег в интернет-ресурсы, чем пытаться сэкономить на этом.
Фото: freepik.com