Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах её основателя

Продолжение. Начало в № 14 от 02.04.2021. Особой заботой отца Иакова была монастырская история, он был талантливым церковным писателем.

Продолжение. Начало в № 14 от 02.04.2021.
Особой заботой отца Иакова была монастырская история, он был талантливым церковным писателем. В то время по истории монастыря не было написано ни одной обобщающей работы. Особое внимание архимандрит Иаков уделил изучению личности основателя монастыря – преподобного Кирилла. В 1875 году в Петербурге увидело свет подготовленное им «Житие преподобного отца нашего Кирилла, Белозерского чудотворца». Второе издание вышло в 1896 году. Житие составлено на серьёзной исторической базе с опорой на документы, исследования историков. В книгу включены описание сохранившихся вещей преподобного, тексты посланий святого сыновьям Дмитрия Донского, его духовная грамота. В 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были напечатаны подготовленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря».
По благословению архимандрита Иакова преподаватель Кирилловского духовного училища Н.П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря – «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.». Поводом для составления летописи послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и монастырях (1893 г.). При составлении летописи была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива. Архимандрит Иаков отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. Также он составил службу на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому.
По просьбе кирилловского архимандрита Андрей Фёдорович Ковалевский (литератор, документалист, историограф, составитель служб и акафистов в честь российских святых, икон Божией Матери), с которым архимандрит Иаков был близко знаком, написал акафисты преподобному Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка отца Иакова с Ковалевским и обращение отца Иакова в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в монастыре сочинённого Ковалевским акафиста.
Стараниями отца Иакова было введено «чинное отправление церковных служб» и «пение знаменным распевом или так называемое столповое». Были утверждены правила «Об обязанностях крылосных». Большой популярностью пользовались проповеди архимандрита Иакова, до революции они выдержали несколько изданий. Богатство духовного опыта архимандрита Иакова нашло отражение в его письмах к монахине Арсении (в миру – Ольге Филаретовне Корчагиной), принявшей постриг в 1866 году и назначенной в 1895 году настоятельницей (игуменьей) Горицкого монастыря. Поздравляя Ольгу с предстоящим постригом, архимандрит Иаков писал
17 декабря 1865 года: «Когда стяжаете смирение и кротость, обретёте и покой своей душе в монашеской жизни». Опытный старец поучал, что смирение состоит не во внешних проявлениях, а в том, «чтобы видеть себя всегда грешницей, грешнее всех, а всё добро приписывать единому Богу, себе же приписывать одно злое». Письма, написанные в период с 1862 по 1895 год, были опубликованы в 1906 году и переизданы в 2002 году отдельной книгой «Смирением ищи благодать».
Отец Иаков принял в управление обитель преподобного Кирилла, когда многие её древние храмы и постройки пришли в ветхость, а нравы монахов находились в упадке. За тридцать лет настоятелю удалось многое изменить к лучшему. Определённую роль, безусловно, сыграло и то, что это было время подготовки монастыря к 500-летнему юбилею. Под руководством архимандрита Иакова развернулись грандиозные работы: ремонтировали кровли и ветхие крыльца, полы, окна и двери, были выложены чугунной плиткой отмостки у стен собора, площадка у крыльца церкви Введения. Перестроена деревянная галерея, соединяющая церковь Введения и архимандричьи кельи. Аркадием Прихудайловым поновлены «потемневшие лики в Святых воротах». В церквях перестраивались иконостасы, шили новые напрестольные одежды, чистили серебряные царские врата, раку преподобного Кирилла. При архимандрите Иакове отремонтировали сотни пелен, покровов, стихарей и других предметов ризницы, многие ветхие книги библиотеки, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека. К работам привлекались как кирилловские, так и белозерские, череповецкие, шуйские, ярославские и другие мастера.
Немалое внимание архимандрит Иаков уделял благоустройству территории самого монастыря и окрестных мест. В 1874 году сделали каменные стенки с проезжими воротами у Кузнечной и Мереженной башен. Через три года появилась деревянная ограда вокруг монастырских огородов у западной стены, а ещё через два года «палисадом», проходившим по внешней стороне рва, обнесли весь монастырь. В 1886 году на горе Mayре близ Гориц его усердием была построена часовня в память о приходе преподобного Кирилла в Белозерские пределы.
Но главное, к чему стремился архимандрит Иаков, – это восстановить в обители дух истинного монашества по Уставу преподобного Кирилла Белозерского. Под его началом в монастыре жили около двадцати монахов и послушников. На исправление присылались монахи из других монастырей. В пример для своей братии архимандрит «выписывал» для жительства монахов из монастырей, отличавшихся строгим порядком.
Будучи человеком «строгой монашеской жизни», того же требовал он и от братии. В первые дни первой и Страстной седмицы Великого поста ворота монастыря закрывались для мирян, а сам настоятель вкушал лишь одну просфору в день. Неблагосклонно смотрел архимандрит на посещение монастыря женщинами. К инокам, не соблюдавшим Устав, применял наказания. «Не нужна честь, а порядок требует», – написано Иаковом в «выговоре или обличении при братии» иеромонаху Алексию, сделанному за то, что он перестал принимать у настоятеля благословение. Архимандрит Иаков вёл дневник, в котором записывал все нарушения Устава, допущенные братией, а после повечерия посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Неодобрительно относился к хождениям братии по кельям. «Не вернётся монах в келью таким, каким он вышел из неё», – говорил он инокам. Сам никогда не употреблявший вина, он строго запретил приносить его в обитель. При нём прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной – «водочные порции братии», за монастырские стены был выведен винный склад, ранее размещавшийся в башнях обители и сдававшийся в аренду городу. Вино запрещалось вносить в монастырь согласно Уставу преподобного Кирилла.
Строгими мерами он добился многого. Постриженники архимандрита Иакова, прошедшие его суровую школу, впоследствии с благодарностью вспоминали жизнь под началом старца-аскета. Известно о двух его постриженниках, принявших схиму: иеромонахе Юрьева монастыря Германе (в схиме Кирилл) и иеромонахе Филиппо-Ирапской пустыни Феоктисте (в схиме Иоанн). Они покинули Кирилло-Белозерский монастырь после смерти уважаемого пастыря и затем приняли схиму. Среди знаменитых постриженников архимандрита Иакова был Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров), в 1892 году ставший епископом Можайским. Он был уроженцем Кирилловского уезда, получившим духовное образование в Кирилловском духовном училище, Новгородской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. В 1881 году выпускника академии В.В. Никанорова назначили помощником смотрителя Белозерского духовного училища. В 1884 году он принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре. Архиерейское служение епископа Тихона проходило в разных епархиях. В 2000 году его причислили к лику святых как священномученика, погибшего в 1920 году в сане архиепископа Воронежского.
Много времени и сил отнимала у архимандрита Иакова его должность благочинного монастырей. В состав монастырского благочиния, кроме Кирилло-Белозерского монастыря, входили ещё пять обителей: Горицкий женский монастырь, Кирилло-Новоезерский монастырь, Нило-Сорская пустынь, Филиппо-Ирапская пустынь, Николаевский Моденский монастырь. Сохранились черновые записи, рапорты и другие документы, которые говорят о его активном участии в делах подчинённых ему обителей.
Изучив состояние обителей, он решил, что для духовного возрождения русских монастырей необходимо организовать их внутреннюю жизнь в соответствии с уставами преподобного Кирилла Белозерского и преподобного Нила Сорского. В отзыве о готовившейся реформе общежительных монастырей, поданном им в Новгородскую духовную консисторию, отец Иаков предлагал брать с настоятелей письменное обязательство, что они будут соблюдать Устав преподобного Кирилла и «Предание» преподобного Нила. Во всех обителях архимандрит Иаков стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав.
Окончание в следующем номере.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото из открытых источников

Последние новости

Обсуждение бюджета Вологодской области на 2025 год

В ходе заседания постоянного комитета были рассмотрены важные законопроекты.

Год семьи в России: Конкурс экологического образования 2024

Объявлен конкурс на лучшие работы по экологии в рамках Года семьи.

Городской парламент Вологды утвердил повестку сессии

На предстоящей сессии будет рассмотрено 34 вопроса, включая изменения в бюджет.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Белово на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *