В храме Иоанна Предтечи в Рощенье в городе Вологда начали укреплять росписи XVIII века
Радостным событием на начало работ по живописи храма Иоанна Предтечи в Рощенье явилось посещение Владыки Вологодского и Кирилловского Саввы,
Радостным событием на начало работ по живописи храма Иоанна Предтечи в Рощенье явилось посещение Владыки Вологодского и Кирилловского Саввы, который с интересом познакомился с тонкостями реставрационного дела и благословил реставраторов на работу в храме.
Работы ведет вологодская реставрационная организация «Образ Севера. Руководит работами художник-реставратор высшей категории, древлехраниитель Вологодской епархии Ольга Соколова.
Главной достопримечательностью храма является фресковая роспись , сохранившаяся до сегодняшнего времени во всех объемах холодного храма. Живопись создана на год постройки каменной Предтеченской (на тот момент еще Алексеевская) церкви в 1710 году, на месте сгоревшей во время грозы деревянной предшественницы. По главному престолу холодного храма, освещена во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Церковь является характерным примером ярусного храма рубежа XYII-XYIII веков – тип «восьмерик на четверике». Прямоугольная апсида перекрытая коробовым сводом, переходящим на востоке в сомкнутый. С запада апсида примыкает к двухсветному четверику холодного храма, на который поставлен тяжелый восьмигранник, перекрытый полусферическим куполом со стоящим на нем круглым световым барабаном с византийской главкой и крестом. Далее четверик соединен арочным проемом с вытянутой трапезной, перекрытой коробовым сводом, переходящим на западе в сомкнутый. Колокольня представляет собой ярусную постройку с сохранившимся нижним ярусом, перекрытым крестовым сводом, с перспективным порталом от первоначальной колокольни. В 1865 г. старая шатровая колокольня была разобрана начиная «со звона» и надстроена в стиле ампир на средства прихожанина Леденцова.
Холодный храм, где в настоящее время ведутся реставрационные работы, был расписан ярославскими мастерами в 1717 году. Исследователи предполагают, что возглавлял бригаду «знаменщик» Фёдор Игнатьев – один из ближайших помощников знаменитого ярославского изографа Дмитрия Плеханова, расписавшего Софийский собор в Вологде. А известный искусствовед Игорь Грабарь относил фрески ц. Иоанна Предтечи в Рощенье к лучшим образцам русской фресковой живописи XVIII века. И это так, живопись, исполненная во фреско-темперной технике, представляет уникальный образец настенного письма, выполненного на высоком профессиональном уровне.
Привлекает внимание своей необычностью одна из композиций, где верующие изображены в виде свечей. Так художник метафорически представил свет веры в каждом из нас. Так же на стенах расположены сцены, посвященные акафисту Богородицы, отдельные композиции «Песнь Песней» и конечно же представляют огромный интерес сцены жития Иоанна Предтечи, о земном пути Иоанна Крестителя, совершавшего ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан, известно далеко не всем. Да и деяний его сохранилось не так много.
В храме присутствует пятиярусный иконостас, украшенный объемной позолоченной резьбой. Сохранились и иконы иконостаса, хотя в настоящее время подлинные образы хранятся в фондах Вологодского музея-заповедника, где для них созданы все условия музейного хранения. По причине долгого не выполнения реставрационных работ, золоченая резьба иконостаса потеряла крепления, местами значительно утратилась. Сейчас на иконостасе реставраторы выполняют противоаварийные работы: борются с пылевыми загрязнениями, выполняют дезинфекцию, что бы плесень не уничтожала отделку резьбы, закрепляют детали, укрепляют левкас и позолоту.
Состояние настенной живописи Предтеченской церкви специалисты оценивают как аварийное. Повышенная влажность в помещениях приводит к появлению плесени и солевых отложений на фресках (некоторые фрагменты буквально «пузырятся»). Во многих местах красочный слой шелушится, и мелкие «чешуйки» темперно-клеевой живописи могут осыпаться даже от сквозняков. Кроме того, на стенах много паутины, которая при одном неверном движении тоже тянет за собой часть красочного слоя.
Задача реставраторов на сегодняшний день – продезинфицировать и укрепить отстающие фрагменты живописи.
«Работа на иконостасе и настенных росписях получается достаточно сложная, трудоемкая, требует особой осторожности с шелушащимся красочным слоем, терпения и профессионального мастерства при укреплении тонкой штукатурки, значительно отставшей от кладки. Большую работу приходится вести в нижнем регистре росписей, кирпич которых поврежден подсосом влаги, бортовка перестала работать и живопись сыплется прямо на глазах. Но поднимая взор вверх: перед глазами богатство красок, множество мелких сюжетных композиций рядами выстраивают небесную евхаристию, а созданный живописный колорит приносит праздник, с множеством цветов, кулисок, орнаментов, разнообразием животных. И это вселяет радость. Первые шаги в сохранении живописи храма после долгих отсутствий реставрации делают вологодские реставраторы. Бригада специалистов не большая, но будем успевать до прихода холодов. При этом, живопись еще стоит исследовать, подтвердить дату создания и конечно же выполнение полной реставрации.»– рассказывает реставратор Ольга Соколова.
Выполнение противоаварийных работ на живописи, позволит выполнять дальнейшие работы на храме: отвести лишнюю влагу со стен, устроить полы с небольшим подогревом, сделать благоустройство, а затем опять вернуться к полной реставрации уникальной живописи храма Иоанна Предтечи.
???????????????????????????????????? ????????????????????????????????????Последние новости
Горячие линии для здоровья в Вологде и Череповце
Специалисты помогут жителям справиться с осенними болезнями и проблемами старения.
Пьяная вологжанка устроила беспорядки при задержании
Женщина была привлечена к административной ответственности после инцидента с полицией.
Коррупционные нарушения в Кадуйском округе
Прокуратура выявила недостоверные сведения о доходах чиновников.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку