Откуда на Руси повелось праздновать Новый год
Совсем скоро мы будем отмечать один из самых любимых праздников – Новый год.
Совсем скоро мы будем отмечать один из самых любимых праздников – Новый год. А знаете ли вы, как появился этот замечательный праздник? О национальных новогодних традициях, тёмном прошлом Деда Мороза,
о том, что, оказывается, чай вприкуску с поленом –
это очень вкусно, можно узнать на зимней программе «Йоль-Карачун» в историко-этнографическом комплексе «Сугорье».
Мы привыкли считать, что праздновать Новый год 1 января на Руси повелел император Пётр I, а ёлка – модное когда-то веяние, пришедшее к нам из Европы лет 300 назад. Не маловато ли для страны с такой древней историей, как Россия?
Территория Вологодской области была заселена финно-угорскими племенами, о традициях и обычаях которых известно немного. Затем пришли славяне. И те, и другие изначально были язычниками: их суровые божества олицетворяли силы природы. И, конечно, все они поклонялись Солнцу. Главными событиями для наших предков были дни равноденствия и солнцестояния. Каждый праздник нёс глубокий смысл, отмерял природные циклы, задавал ритм труда и отдыха. Русский человек тщательно планировал весь год, опираясь на тысячелетний опыт предков, который через приметы, пословицы, поговорки и сказки дошёл и до нас.
Привычный нам Новый год тоже родом из древних времён, но дата праздника приходилась не на 1 января, а на 21-22 декабря, день зимнего Солнцеворота, когда самый короткий световой день в году, а ночь – самая длинная. Считалось, что в это время над миром берёт свою власть грозный Карачун – подземный бог, повелевающий морозами, ветрами и метелями. Исследователи склоняются к тому, что Карачун – одна из ипостасей могущественного и страшного языческого Чернобога – противоположности Белобога, воплощавшего чистоту и свет.
Впрочем, есть теория, предполагающая, что Карачуном называли Кощея. Вот только не привычного нам сказочного персонажа, а его прообраз – сильное божество, управлявшее холодами и смертью. Грозен был нрав Карачуна.
Давайте повнимательнее приглядимся к образу этого божества: суровый статный старец с седыми волосами и бородой, непременно в тёплой шубе белого или синего цвета. В руках сурового Карачуна посох: коснётся водной глади и тут же скуёт реки и озёра льдом, дотронется до дерева – вмиг укроет инеем леса. Свита старца страшна: волки, медведи-шатуны да хищные ночные птицы. Со временем черты сурового Карачуна значительно смягчились: превратилось древнее божество сначала в Мороза Ивановича, а затем, уже при советской власти, в любимца детей и взрослых Деда Мороза.
Что ни говори, а прошлое у главного новогоднего сказочного персонажа тёмное, хотя не всё так однозначно. Карачун символизировал переход в жизненном цикле, наступление нового года. Наши предки верили, что в день зимнего Солнцеворота тёмные силы подступали особенно близко к миру живых, а Солнце умирало, поэтому разводили огонь, жгли костры, чтобы защититься от тьмы, и помогали тем самым возродиться Солнцу.
Скандинавские викинги в это же время отмечали Йоль – свой самый главный, священный и могущественный праздник. Как и древние славяне, жители центральной и северной Европы во время зимнего Солнцестояния проводили обряды с огнём. Возжигалась восковая свеча, свет которой в древности олицетворял новорождённое Солнце, а позднее свет Вифлеемской звезды, возвестившей миру о пришествии Спасителя. Кроме того, заготавливали особое полено, которое сжигали в очаге, а угли собирали и бережно хранили до следующего года. Золу иногда использовали во время сева, чтобы передать будущему урожаю энергию Солнца. Обряд этот очень схож со славянским обрядом сожжения бадняка – это ритуальное полено, пень, торжественно вырубленный из стоячего сухого дерева накануне зимнего Солнцестояния. Бадняк являлся материализацией «старого» Солнца (старого года). Перед сожжением пень украшали лентами, сушёными ягодами и плодами, веточками ели. То же самое викинги делали с йольским поленом. Плоды и ягоды, служившие украшениями для бадняка, стали прототипами ёлочных игрушек, а гирлянды – отблеск древних костров. А йольское полено, кстати, стало прототипом популярного лакомства – бисквитного рулета.
А ещё славяне и викинги на Йоль украшали жилища ветвями елей и сосен: вечнозелёные растения символизируют вечную жизнь и напоминают о том, что скоро стужа уйдёт и земля проснётся, согретая ласковым солнышком.
На третий день после возрождения Солнца, когда прибыль светового дня становилась заметной, славяне праздновали Коляду – день рождения нового Солнца Коляды. С приходом православия славяне начали праздновать рождение Солнца Правды – Иисуса Христа. Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа. Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования. Эта традиция сохранилась со времён язычества, и даже название её отсылает нас к имени Солнца-младенца Коляды. Молодёжь колядовала, переодевшись в костюмы и обходя всю деревню с особыми рождественскими песнями.
Благодаря православию ритуалы наших предков были обрамлены христианской эстетикой и получили высшее христианское значение. Получается, что сегодня церковь – настоящая хранительница подлинных народных традиций. Многие традиции достались нам от языческих предков, просто мы не всегда это понимаем.
В историко-этнографическом комплексе «Сугорье» во время уникальной программы «Зимний Солнцеворот, или Йоль-Карачун» можно прикоснуться к народным новогодним традициям и узнать, как проходило празднование древнего славянского Нового года и праздника Йоль скандинавских народов и сменившего их светлого праздника Рождества Христова. Вы узнаете, что было общего и чем отличались обряды и ритуалы у наших народов в глубокой древности и какие христианские рождественские традиции пришли им на смену, услышите пение тропаря Рождества Христова. Вам расскажут, кто такой «положайник», зачем надо было бить «бадняк», каков изначальный смысл таких слов, как «юла» и «ель», откуда на нашей ёлочке появились шарики и гирлянды.
В «Доме викингов» вас ждёт выбор ярла и его берсеркеров, выкресание «священного» огня при помощи огнива, «приготовление» ритуального напитка бьор и блюд хаукарль и сюрстремминг, обжигание хозяйкой йольского полена под напевы сакпипы – старинной шведской волынки, чаепитие с новогодними рогульками и йольским поленом и многое-многое другое.
«Сугорье» идеально подходит для семейного отдыха. Здесь вы сможете не только прекрасно провести время, но и познакомиться с правдивой историей Древней Руси.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото предоставлены И. Ручиным
Последние новости
Обсуждение бюджета Вологодской области на 2025 год
В ходе заседания постоянного комитета были рассмотрены важные законопроекты.
Год семьи в России: Конкурс экологического образования 2024
Объявлен конкурс на лучшие работы по экологии в рамках Года семьи.
Городской парламент Вологды утвердил повестку сессии
На предстоящей сессии будет рассмотрено 34 вопроса, включая изменения в бюджет.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку