«Огнь и жупел в соборе на Русском Севере»: фрескам Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря посвящена статья Уильяма Брумфилда
Статья историка русской архитектуры, профессора славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Потрясающие фрески Кирилло-Белозерского монастыря:
Статья историка русской архитектуры, профессора славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Потрясающие фрески Кирилло-Белозерского монастыря: уникальное сокровище Русского Севера» опубликована на сайте «Russia Beyond» . Перевод сделан специально для cultinfo.
В начале XX века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал трехфазовый процесс создания цветных фотоснимков. Его замысел фотографии как средства образования и просвещения был реализован в серии необычайно ясных и наглядных снимков памятников архитектуры Центральной России.
При поддержке Министерства путей сообщения летом 1909 года Сергей Прокудин-Горский совершил поездку по Мариинскому водному пути, который через Шексну соединяет Санкт-Петербург с бассейном реки Волга. Среди изобилия исторических мест, которые посетил фотограф, был небольшой город Кириллов с расположенным в нем Кирилло-Белозерским монастырем .
В наши дни тысячи туристов посещают этот монастырь, стоящий на пути популярных речных круизов. С массивными стенами, с кирпичными башнями и множеством церквей облик монастыря стал одним из наиболее выразительных образов Русского Севера. Само расположение монастыря на берегу Сиверского озера, вблизи реки Шексны, как живописно, так и важно стратегически.
Проделав в этом крае большую работу, Прокудин-Горский также запечатлел и цикл фресок со страшными сценами Апокалипсиса . Они будут рассмотрены мною чуть ниже. Сам монастырь Сергей Михайлович фотографировал с южного берега озера. Мои собственные снимки монастыря и его храмовых росписей, сделанные в конце 1990-х годов, фиксируют в их облике некоторые изменения.
Но, прежде всего, каким образом такой величественный монастырь появился на далеком Русском Севере? Это было напрямую связано с большим оживлением русского монашества в Москве в XIV веке. Тогда в далекие северные земли направлялись многие монахи – для испытания своей веры и своего призвания под духовным руководством преподобного Сергия Радонежского. В то же время их поддерживали и московские князья, видя в этом движении на север не только распространение православной веры, но также и служение укреплению московской власти в богатейших и отдаленных лесных землях.
Первые упоминания о монастыре восходят к 1397 году, когда монах Кирилл, известный впоследствии как Кирилл Белозерский (1337-1427), прибыл на Сиверское озеро, где устроил для себя жилище в пещере. Ранее Кирилл принял постриг в могущественном Симоновом монастыре в Москве. Также он вошел в число учеников игумена Сергия Радонежского, который поддержал его решимость. По указанию Пресвятой Богородицы, данному ему в видении, Кирилл отправился в окрестности Белого озера и оттуда уже пришел к берегам Сиверского озера.
Вместе с Кириллом подвизался и монах Ферапонт , который в следующем, 1398 году покинул Кирилла и создал монашескую общину неподалеку, на берегу Бородаевского озера. Тем временем вокруг кельи Кирилла стремительно рос монастырь. Посвящение новой обители ее основатель дал в честь особо чтимого им праздника Успения Пресвятой Богородицы. В 1547 году Русской Православной Церковью Кирилл был канонизирован в лике преподобных.
В непростое для Руси время начала XV столетия Кирилло-Успенский монастырь сыграл особую роль в сохранении династической устойчивости Московской власти. Благодаря этому содействию монастырь получил значительные пожертвования, и к XVI веку стал крупнейшим в Московском царстве монастырем , уступая по величине лишь подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
В первое столетие Успенского монастыря его здания были выложены целиком из бревен. Летом 1496 года мастер из Ростова, известный как Прохор, вместе с двадцатью каменотесами, перестроили главную монастырскую церковь – Успенскую – сделав ее каменной.
С XVI по XVIII века Успенский собор претерпел некоторые преобразования . Изменения проявились в строительстве трех малых церквей, примыкающих к углам восточной стены собора, где расположен главный алтарь. С северо-восточного угла появилась миниатюрная церковь святого Владимира (1554), которая послужила семейной усыпальницей князей Воротынских, а также церковь Епифания Кипрского, пристроенная в 1645 году к северному фасаду Владимирской церкви, послужившая фамильной усыпальницей Телятьевских. С юго-восточного угла была пристроена церковь, посвященная святому Кириллу Белозерскому, сооруженная в 1585 году над местом его погребения (перестроена в 1781-84 годах).
Значительные разрушительные изменения в облике собора выпали на период XVIII века, когда декоративные закомары (кокошники) в верхней части здания были заменены на четырехскатную крышу. Вопреки этим преобразованиям базовая форма здания все же сохранилась и содержит в себе подлинные сведения о строительных и дизайнерских возможностях северных каменщиков рубежа XVI века.
Стоит отметить, что, по-видимому, Прокудин-Горский не выделил экстерьер Успенского собора для фотодокументации из числа других монастырских зданий. Собор слегка лишь виден на выполненном издалека общем виде монастыря. При этом Сергей Михайлович фотографировал два соседних примыкающих храма : Кирилловскую церковь, и северные стены церкви Архангела Гавриила.
Главные стены собора были расписаны изнутри не ранее 1641 года артелью иконописцев во главе с костромским мастером Любимом Агеевым. Несмотря на то, что в дальнейшем фрески были переделаны (особенно в XIX веке), большая часть оригинальной росписи была восстановлена.
Особенно интересна северная галерея . В 1595-96 годах к северному и западному фасадам собора была добавлена одноэтажная крытая галерея. Даже учитывая, что западная галерея позже претерпела изменения, северная галерея сохранилась и послужила входом во Владимирскую церковь. Благодаря чудесному выживанию галереи сохранились одни из самых ярких и красочных примеров монументальной живописи русского средневековья.
Фрески внутри северной галереи, первоначально нанесенные в конце XVI века, были изменены в 1650-х годах иконописцами, принадлежавшими к артели ярославских мастеров. Среди большого числа других сцен, на этих фресках изображается цикл, посвященный Апокалипсису Иоанна Богослова .
Сергей Михайлович, очевидно, был впечатлен особенно ярким моментом этого цикла – падением Вавилона (Откр.18). Фреска находится между входом во Владимирскую церковь и северным проходом в главное пространство собора.
Хотя объектив фотоаппарата Прокудина-Горского смог зафиксировать лишь фрагмент в этом стеснённом пространстве (вход во Владимирскую церковь не виден), детали остаются ясными: в левом углу мы видим Ангела, держащего книгу, из которой Иоанн Богослов записывает текст Откровения, а в центре расположены карающие ангелы, следящие за падением Вавилона. В правой части фотографии зафиксирована богато украшенная арка, обрамляющая северный вход в собор. Мои фотографии, сделанные на протяжении полутора десятка лет, показывают сцены, также относящиеся к сюжету о Падении Вавилона.
Изобилие фресок со сценами Апокалипсиса, встречающихся в русском монументальном искусстве середины XVII века напрямую связано с социальной и политической нестабильностью этого периода . Его кульминацией был раскол в русском православии, произошедший на почве церковных реформ 1650-х годов. Наилучшим примером росписей, иллюстрирующих сцены Апокалипсиса, является цикл фресок на южной стене Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
Угасание стратегического значения Кирилло-Белозерского монастыря привело к его запустению в XVIII и XIX столетиях. Лишь в конце XIX столетия возродился интерес к наследию русского средневековья, что положило начало реставрационным работам, которые продолжались и в ранний советский период. К 1924 году монастырь уже был закрыт , а в его стенах впервые был создан музей.
Стремительное наступление волны идеологических репрессий в 1930-х годах остановило работу музея и нанесло большие материальные потери. Только после Великой Отечественной войны музей был возрожден. Сегодня и музей, и территория монастыря стали сокровищницей русской культуры, в которой оберегаются и апокалиптические фрески Успенского собора.
Читайте также: Ильинская церковь в Цыпино: возрождению шедевра деревянного зодчества посвящена статья Уильяма Брумфилда
Читайте также: Чарующие деревянные храмы к северу от Вытегры: Саминскому Погосту посвящена новая статья Уильяма Брумфилда
Читайте также: На полпути между столицами России: Вытегре посвящен большой материал Уильяма Брумфилда
Читайте также: Уильям Брумфилд: «Сохранившиеся фрески Ферапонтова монастыря – настоящее чудо русской культуры»
Читайте также: Резной иконостас Троице-Гледенского монастыря: Уильям Брумфилд о барочном величии Русского Севера
Читайте также: Храм-крепость на Русском Севере: Успенской церкви в Белозерске посвящена статья Уильяма Брумфилда
Уильям Брумфилд. Фото Уильяма Брумфилда, Сергея Прокудина-Горского. Перевод Анны НарышкинойПоследние новости
Обсуждение бюджета Вологодской области на 2025 год
В ходе заседания постоянного комитета были рассмотрены важные законопроекты.
Год семьи в России: Конкурс экологического образования 2024
Объявлен конкурс на лучшие работы по экологии в рамках Года семьи.
Городской парламент Вологды утвердил повестку сессии
На предстоящей сессии будет рассмотрено 34 вопроса, включая изменения в бюджет.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку