Археолог Иван Никитинский рассказал вологжанам о природе солнечных эффектов в Софийском соборе
Историк, археолог Иван Никитинский провел встречу с вологжанами в библиотеке № 6 «Книжный экспресс».
Историк, археолог Иван Никитинский провел встречу с вологжанами в библиотеке № 6 «Книжный экспресс». Он рассказал о своих исследованиях, в ходе которых он пришел к выводу, что царь действительно планировал перенести столицу в Вологду.
Иван Никитинский по профессии археолог. Он провел 30 экспедиций, в ходе которых найдено более 100 археологических памятников. Результатом трудов стали 63 работы в научных изданиях. Выйдя на заслуженный отдых, Иван Федорович заведовал домом-музеем «Вологодская ссылка», а также проводил экскурсии по Софийскому собору. Тогда и начались исследования, посвящённые феномену солнечного луча в храме.
Свой рассказ Иван Федорович начал с того, что Иван Грозный – личность разносторонне развитая, он был хорошо образованным и талантливым человеком.
«Он хорошо пел в хоре, пел соло. Он проводил экскурсии в нижних этажах своего дворца, рассказывал иностранным путешественникам и послам о свойствах драгоценных камней, демонстрировал опыты с монетами. Имел сеть зверинцев, где коллекционировал белых животных. Он первым задумался о карте страны», - рассказал историк.
В 1565 году Иван Грозный задумывает сделать из Вологды центр опричнины. 28 апреля 1567 год в день святых Иасона и Сосипатра по приказу царя произошла закладка стен вологодского кремля, а в 1568-1570 годах был возведен Софийский собор. До сих пор доподлинно неизвестно, почему Иван Васильевич спешно покинул Вологду, оставив собор неосвященным и нерасписанным, но историки и по сей день спорят – действительно ли он планировал сделать из нашего города столицу русских земель.
«Я попробую внести свои аргументы в пользу того, что Грозный действительно планировал перенести столицу в Вологду. В архитектуру Софийского собора заложены солнечные спецэффекты, достойные столицы и царя. И второй аргумент – строилась крупнейшая по площади в Европе крепость с укрепленными предместьями – «форштатами », - комментирует Иван Никитинский.
Действительно, площадь Вологодского кремля в 56 гектаров была вдвое больше Кремля московского – это неоспоримо. А вот в пользу первого аргумента археолога – его масштабные исследования относительно солнечных спецэффектов в Софийском соборе. Интересно, что собор в нарушение церковных канонов, согласно которым храмы ориентировали алтарем на восток, расположен по оси север-юг с отклонением в сторону северо-востока на 28-29 градусов. Многие предполагали, что Грозный ставил храм перпендикулярно реке, однако это не так.
«Подобное ориентирование собора по сторонам света и архитектурное решение в его освещении приводит к интересным солнечным эффектам внутри его. В день летнего солнцестояния в 14 часов - солнечное пятно на иконе перед амвоном. За полчаса с 14 до 14.30 солнечный луч проходит по полу собора от амвона до среднего восточного столпа собора. И освещает «царское место», - поясняет Иван Федорович.
В 2003 году археологические раскопки действительно подтвердили наличие фундамента для «царского места» в Софийском соборе. Историк Иван Никитинский делает вывод о том, что в соборе на «царском месте» должен был находиться царь Иван Грозный и обращаться к народу так, как это делали когда-то в Пантеоне Рима.
«Объяснение отклонения ориентировки Софийского собора от направления на север в 28-29 градусов таково. Истинный полдень в Вологде 22 июня (исследования 2020 года) в 12 часов 22 мин. А в Риме в 12 час 12 мин. Солнце в Риме приходит в полдень на 10 минут раньше, то есть на 1/6 часа. Солнце проходит за 1 час 15 градусов восточной долготы. 1/6 часа это 2,5 гр. Разница во времени между Вологдой и Римом 2 часа – 30 гр. Так, если в Вологде 14 часов, то в Риме 12 часов. Чтобы солнце и в Риме, и в Вологде одновременно освещало место императора (царя), Софийский храм должен быть отклонен от севера 30-2,5 = 27-28 градусов. Так и есть на самом деле. Таким образом демонстрировалась бы преемственность между Римской империей и русским царством, освещаемая солнцем и богом», - говорит археолог.
Далее Иван Никитинский продолжил исследования солнечных эффектов в Софийском-Успенском соборе в привязке к православным праздникам - Троица, День Успения Богородицы. Набольший результат был получен 28 августа.
«В 14 часов луч солнца освещает сразу две храмовые иконы – «София Премудрость Слова Божия» и «Богоматерь Одигитрия». По описи 1641 года на месте «Одигитрии» находилась икона «Успение Богородицы». Главная храмовая икона собора - «София Премудрость Слова Божия». Именно 28 августа - День почитания этой иконы. Именно с днем Успения Богородицы эта икона связана с конца 15 века», - утверждает Иван Никитинский.
Но почему же солнечный луч освещает в одно и то же время (14.00) в разные месяцы года разные участки иконостаса? В дни летнего солнцестояния это амвон, а 28 августа - храмовые иконы. По словам Ивана Фёдоровича, это астрономическое явление называется аналеммой. Это кривая, соединяющая ряд последовательных положений центральной звезды планетной системы (в нашем случае — Солнца) на небосводе одной из планет этой системы в одно и то же время суток в течение года.
«Далее появилось осознание, что солнечные эффекты Софийского-Успенского собора, вероятно, связаны и с фресками на его южной стене. Здесь расположена самая большая композиция «Страшный суд». Эти фрески сопряжены с окном, из которого исходит луч на райские врата, иконы и царское место. Под окном изображен Страшный Судия. Похоже, в 17 веке, когда храм расписывали, еще помнили об особенностях собора», - предполагает историк.
По словам Ивана Федоровича, солнечные спецэффекты, выявляемые в Софийском-Успенском соборе Вологды, могли быть задуманы и осуществлены царем Иваном Васильевичем IV Грозным, только если он собирался переносить в Вологду столицу всего государства. Архитектором, осуществившим замысел царя, по предположению Ивана Никитинского, мог быть строитель Вологодской крепости Размысл Петров, родом литвин.
Также Иван Федорович находит подтверждение результатов своих исследований у вологодского археолога Игоря Кукушкина в его книге «Вологодская крепость»:
«Очевидно, в вологодском градостроительном проекте реализовывались замысли Ивана Грозного по возведению столичного города, укрепленного на основе лучших достижений военного зодчества и по образцу Небесного Града, служившего ключевой доктриной в религиозно-идеологических воззрениях царя».
«Учитывая, что царь в Вологде строил крепость по образу Града Небесного, Небесного Иерусалима, можно утверждать, что Иван Грозный собирался перенести сюда столицу государства», - резюмирует Иван Никитинский.
Проведенные по данной теме исследования опубликованы в трех работах, они опубликованы в интернете.
Встреча с Иваном Федоровичем Никитинским прошла в библиотеке № 6 в рамках проекта «Культурные чтения». Как сказали сотрудники библиотеки, на лето проект уходит на каникулы и вернется только осенью.
Екатерина ШабаловаПоследние новости
Новый налог на доходы по вкладам: как избежать мошенничества
Россияне должны быть особенно внимательны к звонкам мошенников в условиях новых налоговых обязательств.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта и дорожной сети.
Штрафы за продажу энергетиков несовершеннолетним могут достичь полумиллиона рублей
Правительство РФ поддержало законопроект, но указало на недоработки.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку