Почему Гитлер не бомбил Вологду?
Впервые легенду эту я услыхал от бабушки по матери Августы Константиновны Егоровой 1899 г.р., в девичестве Соловьевой, искусной кружевницы.
Впервые легенду эту я услыхал от бабушки по матери Августы Константиновны Егоровой 1899 г.р., в девичестве Соловьевой, искусной кружевницы. (До сих пор помнятся коклюшки, валики, булавки в ее доме и ажурные, фантастические узоры скатертей, салфеток, жилеток для модниц, выходивших из-под ее рук). Будучи молодой девушкой, она после революции перебралась из пригородной, достаточно зажиточной деревни Кожино (возле поселка Надеево) в губернский город, давно уже ей знакомый: сюда она с сестрой Еленой (пешком!) носила в ведрах молоко на продажу.
Здесь бабушка вышла замуж за Илью Васильевича Егорова. Вскоре молодожены самовольно поселились в брошенном купеческом особняке в самом сердце исторической Вологды – по улице Ленина, 9 (в то время улица Кирилловская). Квартира располагалась на верхнем этаже – арочные симпатичные окна по фасаду украшают здание до сих пор. Примечательный трехэтажный кирпичный дом 1876 года постройки (по другим данным – конца XVIII в.) пребывал тогда в бесхозном и плачевном состоянии. По словам бабушки, здесь обитали бомжи и разные подозрительные личности (последний владелец, очевидно, бросил свое имущество под катком надвигающейся красной эпохи). Надо сказать, на этом месте ранее стояли более древние дома, в частности, так называемый соляной двор, принадлежавший одному из вологодских купцов, а вообще улица берет свое начало с XVI века и известна именами богатых горожан и домом губернатора, где гостили российские императоры и великие князья.
Примечательна одна небольшая деталь. Бабушка с дедушкой всегда говорили «пошли в город», когда речь шла о старом рынке или других близлежащих исторических объектах, всего-то в пяти-десяти минутах ходьбы от их дома. Будучи ребенком, я удивлялся: как же, живя в городе, можно так говорить? И лишь потом понял, что они, как коренные вологжане, «городом» по незапамятной традиции называли древнейшую укрепленную его часть в виде детинца-кремля, и мест, прилегающих к нему. Сейчас так почти никто не говорит. То, что они называли «городом», называют «центром», что гораздо шире того понятия.
Советская власть брошенный особняк в 1919 году национализировала, а заселение бабушки и дедушки узаконила. С современной точки зрения ничего завидного там не было. Удобства обычные: печное отопление, умывальник и вода с колонки, холодный общий туалет с выгребной ямой и некрашеным «очком», во дворе большой деревянный ящик с покатой крышкой – помойка; достаточно вместительная коммунальная кухня с керогазами (появившимися в 30-е годы) на грубо сколоченных, покрытых уже нестираемой копотью столах. Такие «удобства» в этом памятнике архитектуры сохранялись вплоть до средины 60-х годов ХХ века, чему я был свидетелем. Здесь и родилась моя мама Маргарита Ильинична за десять лет до начал войны.
Илья Васильевич работал на железной дороге и был в постоянных разъездах, будучи единственным кормильцем. (Как железнодорожник, он имел бронь, а вот его брат Иван Егоров прошел всю войну и закончил ее в Германии, получив медаль за взятие Берлина. После войны он также ютился на Ленина, 9). В семье было четверо детей, и они недоедали в военные годы. Всегда бережно собирали со стола хлебные крошки – это воспоминание у Маргариты Ильиничны сохранилось на всю жизнь. И еще звуки взрывов и раскаты орудий – немцы пытались бомбить вологодский железнодорожный узел, но встретили достойный отпор зенитной артиллерии. Брат Володя умер в раннем возрасте, старшая сестра Тамара была отправлена на лесозаготовки для нужд фронта, где и погибла в возрасте двадцати лет (ее убило рухнувшим деревом). Так из детей осталось только двое – Рита и ее старший брат Николай 1927 г.р.
Теперь о канонаде и разрывах авиационных бомб. Саму Вологду немцы не бомбили, пытались только уничтожить железнодорожную станцию. Бабушка рассказывала мне такую легенду. В первую мировую дядя Гитлера попал в плен и содержался в Вологде. Видимо, с ним достойно обращались, поэтому впоследствии он сообщил племяннику, что здесь живут очень хорошие люди, после чего Гитлер запретил бомбить город. Самое интересное, что именно такую легенду впоследствии я слышал как от вологжан ее поколения, так и более молодых, причем, от очень серьезных людей. В частности, помощник депутата Заксобрания области Сергей Сергеевич Петухов, бывший работник Вологодской областной Федерации профсоюзов, еще в начале 2000-х ссылался на своего знакомого, некоего полковника КГБ – у того якобы имелись документально подтвержденные материалы на эту тему. Правда это или нет, судить мне трудно.
Конечно, можно было усомниться в бабушкиной истории, которая благополучно бы сошла за байку для любимого внучка. (Кстати, откуда она ее взяла, остается загадкой). Но история, подкрепленная утверждениями разных людей – совсем другое дело. Да и если логически подумать: Вологда, город трудовой доблести и славы, единственный город в Советском Союзе, который в годы Великой Отечественной войны был базой для снабжения трех фронтов – Волховского, Ленинградского и Карельского. Здесь производился огромный ассортимент продукции – от минометов и снарядов до железнодорожного оборудования. И при этом ни одна бомба не упала ни на одно предприятие, ни на один жилой дом. Не правда ли, это также наводит на некие мысли… Хотя, с другой стороны, такого злодея, как Гитлер, трудно заподозрить в проявлениях какого-либо гуманизма.
Возвращаясь к войне, продолжу. Мама училась в расположенной рядом 1-й школе, бывшей царской гимназии. В старших классах в военные годы обучение было платным. Но несмотря на нехватку средств на питание, отец настоял, чтобы дочь прошла обучение в средней школе. Это позволило ей впоследствии окончить научно-исследовательский Всесоюзный институт метрологии им. Д.И. Менделеева в Ленинграде и занимать ответственные посты в промышленном секторе.
Бывшая Кирилловская мостовая с загадочной полутысячелетней историей местами оставалась довольно побитой по своей древности. Судя по фотографиям конца XIХ века, здесь даже коровы бродили, не говоря уже о доставлявших грузы ломовых лошадях. По-новому мостить ее булыжником стали пленные немцы в последний год войны, что хорошо помнила Рита. Асфальт поверх булыжника появится многим позже. Но самое главное, соседи в коммуналке жили очень дружно, как одна большая советская семья. В крохотной двухкомнатной квартирке кроме семьи Егоровых ютились на полатях и их родственники (так называлась лежанка под самым потолком, куда подставлялась переносная лесенка).
Трудно представить эту шумную нынче улицу почти без машин в 1960-е годы, какой я ее запомнил, где разве что мотоцикл с грузовой коляской привезет в магазинчик продукты, одинокая инвалидка с откидным верхом остановится на обочине у гастронома (знакомая зрителям разных поколений по «Операции Ы»), да порою в качестве уходящей экзотики добрая лошадка с телегой неспешно пройдет.
К середине 70-х гг. ХХ века здание по Ленина,9 было расселено, реконструировано внутри и оборудовано под офисы. Советская власть всем (бесплатно, конечно, – молодое поколение не знает об этом!) выделила просторные по тогдашним меркам квартиры.
Что касается дяди моего Николая Егорова, то он в армию ушел добровольцем, когда ему не исполнилось еще и семнадцати лет, в октябре 1944 г. По этому поводу в военкомате бабушка давала письменное согласие на призыв. Был направлен на Карельский фронт, где получил тяжелое ранение и контузию. В госпитале предложили его комиссовать, выдали справку об инвалидности, которую он выбросил и продолжил службу. Всего отслужил семь лет, завершив ее в Мурманске.
Перед отправкой на фронт его тщательно проверяли, и сотрудник НКВД сообщил ему любопытные факты. Оказывается, родственники наши были потомками некоего предка, сосланного сюда с южных рубежей Российской империи за то, что тот запахал барина. Так что испытание на классовую надежность дядя выдержал сполна. Впрочем, как любит выражаться один известный телеведущий, это совсем другая история…
Не знаю, к какой линии принадлежал революционный предок, а вот родственники по линии деда Ильи являлись высокопоставленными партийными работниками в Херсонской области Украинской ССР, их потомки живут в настоящее время в Киеве.
P.S. Существуют еще, по крайней мере, две легенды о том, почему немцы не бомбили Вологду. По одной из них, здесь в военные годы проживала семья немецких банкиров, причем, еврейского происхождения, спонсировавшая приход Гитлера к власти. Об этом давненько, правда, писала газета «Красный Север». По другой, «народной» версии, малоэтажный город утопал в зелени, и бомбить его, как бы сейчас сказали, «точечно», было сложно…
Олег ЛАРИОНОВ,
член Союза писателей России
НА СНИМКАХ:
г. Вологда. Бывшая Кирилловская улица (Ленина). Конец ХlХ в. Вид со стороны современного Кировского сквера. Дом № 9 – в середине. г. Вологда. Ул. Ленина. В середине – дом №9. Три окна на 3-м этаже справа – бывшая квартира Егоровых. Фото автора, 2023 г. г. Вологда, двор дома №9 по ул. Ленина, 1 сентября 1965 г. Семья Егоровых (слева направо): Евгения Васильевна (жена Николая Ильича), Августа Константиновна, Илья Васильевич, Николай Ильич; Елена Константиновна Соловьева (справа); дети: Олег Ларионов, Наташа Егорова.Последние новости
Обновление медицинского оборудования в Вологодской области
Более 18 миллионов рублей выделено на закупку техники для семи медицинских учреждений.
Инвестиции в здравоохранение Вологодской области
Более 18 миллионов рублей направят на обновление медицинского оборудования.
Режим работы в предпраздничные дни
Узнайте, как изменится график работы в преддверии праздников.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований