Всеволод Чубенко: «Вологодских классиков многие почему-то изначально представляют как устаревшую нудятину»
Всеволод Чубенко — человек, которому удается совмещать в себе и менеджера, и творца.
«Главное, чтобы была четко поставленная задача»
— Как вам удавалось совмещать в себе творца и функционера?
— Моя первая и основная профессия — это, конечно же, артист. Всё, чем я занимался, это тоже моя профессия. Потому что и такое образование у меня тоже есть. Поэтому никогда ничьего места я не занимал и занимать не собираюсь. Сам я никуда не лезу, но если мне предлагают и у меня есть желание, я могу согласиться. Мне важно, чтобы мне нравилось то, что я делаю, чтобы мне самому нравился результат. Просто просиживать штаны, терять драгоценное время я бы не стал. Но пока я еще в силах делать что-то на сцене, то, думаю, я и должен это делать.
— Как получалось это совмещать? Выполняли административные функции, а в голове всё равно сцена?
-Нет, ну почему?! Вы меня подталкиваете к тому, что я не занимался своей работой, а думал о чем-то другом? Вот уж нет! Дело абсолютно в другом. В тех же официальных кабинетах у всех есть хобби. Кто-то охотник, кто-то рыбак, кто-то просто водку пьёт, это дело каждого. Вот и у меня было свободное от работы время…
«Никогда ничьего места я не занимал и занимать не собираюсь» Фото пресс-службы Вологодского ЗСО.
— То есть во время «государевой службы» театр для вас оставался как хобби?
— Да. Мне говорили: «Ты когда влетаешь в дом актера после какого-нибудь совещания, на тебе лица нет, через полтора часа спектакля ты — живой нормальный здоровый человек». Потому что на сцене я скинул всё, что мне было не нужно, получил свою дозу адреналина и дальше я опять нормальный человек.
— Прямо с совещаний на спектакль прибегали?
— Да, всякое бывало! (отмахивается)
— Как вам работалось директором в драматическом театре в Великом Новгороде?
— Потрясающее жутковатое здание, очень красивое. Оно внесёно в перечень объектов архитектурного наследия советской эпохи. Не памятник! Слава богу, не памятник! Здание театра по этажам чуть меньше нашей областной администрации. Там одиннадцать этажей.
— В театре?!!!
— Представляете?! Когда я сдавал все нормы пожарной безопасности, подаю пожарному свою зачетку, чтобы он расписался, а он так тихонько меня спрашивает: «Всеволод Васильевич, а как вы сами в вашем театре ориентируетесь? Мы тут заблудились!»
Я все-таки не родной был в том театре. Пришлому человеку всегда сложнее с людьми. Потому что там уже такие… очень устоявшиеся отношения. И ты так входишь между этими жерновами, и думаешь, как бы тебя там не перемололи. Но это, естественно, в каждом коллективе так.
«Здание Новгородского театра драмы им. Ф. М. Достоевского» Фото PhotoLine
Там у меня были задачи, которые передо мной поставил губернатор. И, слава богу, все эти задачи, с его помощью, я решил. Я умею исполнять то, что поручено. Для меня важно, чтобы была четко поставленная задача. А когда размыто «Ну, давай, там что-нибудь сделай!» — «Нет, ребята, вы же сами меня потом за это что-нибудь возьмёте и скажете: «Что ты наделал?!» — «Ну вы же сказали что-нибудь!» — «А это не то что-нибудь, которое мы хотели!» Поэтому, как только речь заходит про «сделать что-нибудь» — сразу нет. Чётко поставленная задача. И как я буду эту задачу выполнять, это, пожалуйста, не суйтесь. Задача поставлена? Всё! Вы с меня спросите выполнение. А если вы меня будете на каждом шагу контролировать, то я скажу: «Да идите вы! Выполняйте сами!» Такой опыт есть тоже.
Но мне всегда интересно узнавать что-то, чего я не знаю.
— Например?
— Например, пробовать себя там, где я себя ещё не попробовал. Тоже директорство театром. Я вдруг выяснил, что директор театра — это самый зависимый человек: его постоянно покусывают подчиненные, ты им всё должен, а с другой стороны точно также кусает руководство. Я когда это осознал, подумал: «Нифига себе, как интересно!»
— Больше не хочется быть директором театра?
— Зависит от конкретного предложения. А так, за время этой «творческой паузы», некоторые проекты, к сожалению, растворились, тем не менее, появился «Крокодил» по Саше Черному, «Любовница» Вишневского. Ну, а сейчас, жизнь пошла дальше: «Муж Татьяны», «Охота жить», «Аристократы духа».
«Благоустройство новгородского театра драмы» Фото со страницы Всеволода Чубенко ВКонтакте
Гастроли, фестивали, совместные проекты
— На ближайшее время что уже запланировали?
— Сейчас мне нужно откатать два уже готовых спектакля. Год назад мы с Олегом Емельяновым сделали Шукшина. Я считаю, он ещё не докатан. На днях мы едем в Екатеринбург на фестиваль, потом под вопросом Молдавия, потом Германия, ну и, конечно же, по области. Мы прекрасно съездили в Верховажье, в Белозерск, в Кириллов. Был замечательный показ в Вологодском районе — в Надеево. И есть желание это продолжить. Потому что мы видим, что спектакль по Шукшину — это точное попадание, в каком бы городе он ни проходил — в большом или маленьком — люди принимают одинаково тепло.
Спектакль «Аристократы духа» только что был в Литве, сейчас снова Литва, уже другой фестиваль, ну и дальше там есть ряд фестивалей, на которые, я надеюсь, получится поехать.
— Для чего сейчас ездите на фестивали?
— Задачи с возрастом меняются. Сначала хотелось просто показать себя, потом что-нибудь обязательно завоевать, а постепенно всё больше и больше хочется общения. Например, у двух моих спектаклей была премьера за рубежом. Их там, правда, не сильно оценили, но я прекрасно понимаю, что это премьеры, я ещё и сам не знаю, что получилось. Зато мне интересно услышать иное, не вологодское мнение, международное. Хочу услышать советы. И я для себя отмечаю: «Ага, это я изменю, это усилю, это оставлю». Важно послушать, пообщаться, посмотреть на других… иногда. Но зачастую не хочется смотреть на других. Я, как в том анекдоте: Чукча не читатель, чукча — писатель.
«Спектакль «Муж Татьяны» Фото из группы «Своего театра» ВКонтакте
— То есть другие спектакли не часто посещаете?
— Не часто. А то придёшь и бывает так стыдно. Вот ты пришел, у тебя бейджик участника фестиваля, и уйти-то нельзя, а так хочется, потому что через пятнадцать минут уже всё понятно. Но иногда, конечно, сидишь и думаешь: «Ох ты ж! Собаки, как сделали!» И так по-хорошему завидуешь. Но это реже.
— Как сейчас проходит каждый ваш день? В каких делах?
— Дел-то полно! Сейчас вот дочку в школу. По дому, хозяйству, по даче. Ну и, конечно, спектакли. Для меня театральный сезон летом не заканчивался. Спектакли в Вологде идут круглый год. Сегодня вот встречаемся с Олегом Емельяновым, чтобы повторить Шукшина. Потому что вот-вот оба разъедемся. Он на свои гастроли, я на свои и мы уже встретимся практически только на спектакле в Екатеринбурге.
На днях я улетаю в Польшу, во Вроцлав, там мы играем «Эмигрантов». И, я уже смеюсь, потому что оттуда потом в составе делегации польского театра лечу в Иркутск. Наш спектакль ввели в репертуар польского театра. Второй год я езжу туда его играть. Примерно раз в пол года сразу несколько спектаклей подряд. И вот мы с ними вместе были на гастролях в Петербурге, а теперь полетим в Иркутск.
«Спектакль «Эмигранты» в составе польского театра» Фото со страницы Всеволода Чубенко ВКонктакте.
Вологда — мой город— Почему вы продолжаете жить в Вологде? Выезжаете на фестивали, работали в другом городе, но все равно возвращаетесь в Вологду. Почему?
— Здесь мОй город. Я родился и вырос в Саратове — это большой город, почти миллионник. Работал в Ростове на Дону в Днепропетровске некоторое время. Это огромные полутора-двухмиллионные города. Учился в Москве. А Вологда — это город, который можно пройти за час-полтора насквозь. Два звонка и можно найти нужного человека или выяснить тот или иной вопрос. Это же проще, комфортнее. Вот Новгород в полтора раза меньше Вологды и мне там уже было тоскливо. Не хватало. Мы приезжали с женой и дочкой в Вологду, да тут движуха, жизнь! Для меня самый оптимальный город от 300 до 500 тысяч жителей. Для жизни.
— А для работы?
— Для работы, конечно, удобнее города побольше. Хотя я считаю, что для Вологды с её населением театральная жизнь очень активная. Есть и государственные, и негосударственные театры, есть студии, которые уже переходят от состояния самодеятельности к профессионалам. Потрясающие ребята работают, растут, поступают в театральные вузы. Я считаю, что у нас город в этом плане очень даже продвинутый.
— Не хотелось переехать в город побольше?
— Нет, абсолютно. А вот быть спокойно здесь, заниматься делом и иметь возможность выезжать на гастроли, фестивали, конкурсы — это да.
«Веллеровский бомж в спектакле «Аристократы духа» Фото со страницы Всеволода Чубенко ВКонктате
Как произведение становится спектаклем— Вы когда выбираете произведения для спектакля, как вы их находите?
— Абсолютно случайно.
— Вот, например, Шукшин откуда?
— Ой, это давно! Мы с Олегом Емельяновым несколько лет к нему подбирались. Вот, мы Гоголя сделали… Кстати, 8 сентября 10 лет уже нашему спектаклю «Ссора». Вот Гоголя сделали и сразу стали думать, что ещё. «А давай Шукшина?» — «А давай!» И вот так это и тянулось. Потом я уехал. А когда вернулся уже решили доделать. А вот спектакль «Аристократы духа» — это из «Буквоеда». Зашел с дочкой, искал что-то другое. Вдруг смотрю «Бомж» Веллер. Открыл, прочёл одну страницу — моё! Дальше уже спасибо Андрею Камендову, как режиссеру. А бывает специально ищешь, вымучиваешь проблему какую-нибудь, но это всё ерунда! Например, перекупил всего Славу Сэ. Просят продолжение «Хомяков». Всё перечитал и понял, нет, никакого продолжения не надо делать. Всё хорошо только один раз.
«Спектакль «Детство» Фото из группы «Своего театра» ВКонтакте
— Мне очень нравится ваш спектакль «Детство» по Пантелеймону Романову. Как вы его нашли?
— Это анекдотическая история получилась. В филармонии сделали абонемент и ко мне обратился Геннадий Иванович Соболев: «Почитай что-нибудь!» Я сказал: «С удовольствием!» И счастливо про это забыл. Проходит время, за месяц-за два Геннадий Иванович снова звонит: «Ну что? У нас всё нормально?» Я такой: »…А! Конечно всё нормально!» Обратился к своему другу, театроведу Борису Ильину, он предложил «Детство» и даже быстренько накидал какой-то режиссерский план: где сократить, что оставить, музыка. И я как-то без особого вдохновения сделал всё. Вышел на сцену филармонии, думая, что это разовое такое мероприятие. Но уже на поклоне я увидел в зале глупые абсолютно улыбки и распахнутые глаза, и вдруг понял — опа! — неужели я попал?! Неужели я затронул что-то такое, о чём сам и не знал? И тогда только на поклоне я понял, что это не разовая история. А потом это всё удачливо связалось с музеем «Мир забытых вещей», потому что весь этот музей — это декорация к этому спектаклю. Всё действие происходит в такой же усадьбе, где есть детские комнаты, столовая, каретник, двор. Сначала я вижу, как люди пугаются анонса: «Это история мальчика, который жил в 19-м веке» и все такие сразу «Ну-у, это что-то старинное и скучное». И только потом, на самом спектакле они понимают, что и язык, и поступки, и реакции героя — абсолютно сегодняшние. И это его курение, и подсматривание за девочками, и первое осознание себя и бога. Даже пожилые мужики выходят с мокрыми глазами и говорят: «У нас было то же самое». У всех было то же самое! Это процесс взросления человека! Он не меняется! И не важно, какой это век.
Фото со страницы Всеволода Чубенко ВКонктакте
Хоть капельку самоиронии— Меня расстраивает, что программы, которые у меня есть по вологодским классикам от Батюшкова до Шаламова, не так востребованы у старших школьников, как хотелось бы. Есть несколько школ, которые приходят регулярно: 32-я, в которой учились мои сыновья, гимназия № 2 и лицей. А больше, например, Батюшков никому не нужен. Или, к примеру, есть Рубцов, и только после программы московские зрители подходят и удивляются: «Это какое-то совсем другое прочтение!»
— Почему? Вы увидели его иным?
— Рубцова всегда почему-то подают как нечто лирическо-романтическо-пессимистическое. Какая-то вечная тоска. Да, у него тоска есть, но она действенная, активная. У него же мятущаяся душа была, а не лирически-упокоенная. Нет-нет, там совсем другое! Его же крутило сильно, в этом его трагедия. Но в этом и есть исток его поэзии. Ведь, в общем, неприкаянный мужик-то был.
— Как вы выбираете местных авторов? «Таааак нужно, кого-то здешнего».
— Нет! Это часто всё случайно складывается. Во-первых, спасибо музею «Мир забытых вещей» Татьяне Владимировне Касьяненко. Практически по всем вологодским писателям это она идейный вдохновитель. (вкрадчиво и очень настойчиво) «Так! Сева… Не подумать ли тебе…?» Наш постоянный контакт с Татьяной Владимировной и Владимиром Сергеевым дал Вологде много поэтических спектаклей. И мне бывает обидно, когда классиков изначально воспринимают как что-то устаревшее, как нудятину.
«Спектакль по Батюшкову в гостеприимном музее Татьяны Касьяненко «Мир забытых вещей»
— Что вас самого в этих людях вдохновляет?
— Так у меня ведь изначально отношение такое же. Это проблема ещё нашей школы, наверное. Не знаю. То ли заставляют заучивать отрывки и дети не понимают про что. И тогда: «Да ну его, Батюшкова».
— А на самом деле он какой?
— На самом деле он ироничный. Он, естественно, романтик. Он влюблен в жизнь. Ну, пока был в здоровом состоянии. Он живой, любящий жизнь человек, а главное — у него в прозе удивительное чувство юмора! Он так всё тонко подмечает и так тонко посмеивается, ну это чудо!
Для меня самое тяжелое, когда в авторе нет самоиронии. Если он только и делает, что поучает с умным лицом, то это не интересно. А получается, что со школы все помнят только серьёзного Батюшкова: «О, память сердца…» Как только я нахожу хоть капельку самоиронии, за которую я потяну, то всё — автор для меня раскрывается, становится живым, настоящим. При этом очень поэтичным и романтичным он тоже остается.
Самый свежий пример — это «Евгений Онегин». После спектакля «Муж Татьяны"люди каждый раз подходят ко мне вот с такими перевёрнутыми глазами: «Это что? У Пушкина так было написано?!» — «Нет, я сам придумал! Конечно, написано!» Потому что со школы все помнят только сюжет, а там ведь много авторских ответвлений, о которых все забыли.
С Олегом Емельяновым в спектакле «Ссора, Фото из группы «Своего театра» ВКонктакте
В поисках нового
— Что-то принципиально новое хотите в Вологде сделать?
— Вот это, кстати, очень… Спасибо за этот вопрос. Второй год понимаю, что уже старенький становлюсь. Уже какие-то вещи могу не про… как это?..могу не просекать. Я, к сожалению, не педагог. Во-первых, не умею учить, а во-вторых, не люблю. Но очень хочется поработать с молодыми и что-то сделать. Потому что я вижу, что растет другое поколение. У них даже не менталитет другой, нет. Они вроде понятные, но это что-то другое. А тем не менее, это тоже зрители. Я тоже должен их учитывать. Я уж не говорю про «Кысю», спектакль, который приходит смотреть, наверное, третье поколение. Мне даже становится неудобно, думаю, надо заканчивать, а то старый мужик рассказывает про какие-то «похождения», перед двадцатилетними парнями, они мне скоро во внуки будут годиться. Как-то я коряво это объясняю… Я, вообще, спокойно отношусь к сиюминутному мнению зрителя. Но неспокойно отношусь к тому, что это ведь МОИ проблемы, это Я должен думать, что молодым зрителям интересно. Вернее так: что мне интересно сделать для них, чтобы им было интересно посмотреть.
— Как же это можно совместить?
— У меня пока нет конкретного рецепта, плана. Мысли есть. И я их думаю.
Тэги: актеры , Театры , интервьюПоследние новости
Неправомерные действия подростков в Великоустюгском районе
Два подростка решились на кражу после вечеринки.
Значение здоровья для экономического роста
Как здоровье населения влияет на экономическое развитие стран.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план модернизации инфраструктуры.
Металлопрокат: Основные Преимущества в Строительстве и Производстве
В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль