«Заяц с балалайкой — неэтично»: как делают чучела для Дома природы

Дарья Тёмная (фамилия настоящая) — уникальный специалист: работает таксидермистом-реставратором в Доме природы.

Дарья Тёмная (фамилия настоящая)  — уникальный специалист: работает таксидермистом-реставратором в  Доме природы. В  профессии около пяти лет. В  России эту специальность в  вузе не  получить, опыт и  знания передаются из  рук в  руки. Дарью учил Александр Кудряшов, предыдущий таксидермист музея. Учеба шла во  время пандемии, зачастую дистанционно, много информации пришлось искать в  интернете.

Как делают чучела, где берут будущие экспонаты и  почему таксидермист вовсе не  кровавая профессия, Дарья рассказала cherinfo.

Шесть в  одном: художник, скульптор, биолог, зоолог, инженер и  натуралист

«Меня привело в  профессию стечение обстоятельств: пока сидела в  декрете, приходила в  музей, помогала проводить мастер-классы, оформлять экспозиции. Так и  втянулась. Профессия таксидермиста включает в  себя сразу несколько: художник, скульптор, биолог, зоолог, инженер, натуралист. Два года училась на  худграфе в  ЧГУ, но  там мне стало тесно, краски и  кисти надоели, коэффициент полезного действия упал до  нуля,  — рассказывает Дарья. —  Люблю работать с  разными материалами, а  в  этой профессии их  много: глина, клей, дерево, металл, разные пластичные материалы, краски. В  основе чучела  — реалистичное изображение животного или птицы, но  в  деталях  — всегда импровизация. Каждый раз нужно думать, из  чего и  как сделать, так что и  инженерную мысль нужно задействовать.

Шкурка  — как костюм

В  основе каждого чучела  — манекен, на  который, как костюм, натягивается кожа или шкурка животного. Шкурку предварительно обрабатывают, чистят и  просаливают, в  ней уже нет кровеносных сосудов, жил.

«Каркас делается из  нержавеющей проволоки, чтобы крылья или лапки можно было зафиксировать в  нужной позе. Там, где нужно добавить мышечного объема, используем вату, глину или материалы наподобие пластилина. У  птиц в  основном используется настоящий череп, потому что отделить клюв сложно. В  качестве тренировки у  меня был глухарь без черепа. Пришлось воссоздавать его и  прикреплять клюв. Это сложнее. У  крупных животных черепа используются не  так часто. К  примеру, у  одного из  наших медведей настоящая только челюсть с  зубами. Часто череп отливают или выстругивают из  дерева, а  зубы просто вставляют. Люди считают мою профессию очень кровавой. Обычно первый вопрос: не  противно  ли работать с  трупами животных? Но  мясо едят многие, дома разделывают ту  же  курицу. Мы  шкурку животного снимается аккуратно, почти без крови»,  — рассказывает Дарья.

Технологии  — как в  древности

Будущие экспонаты, в  основном птиц и  мелких животных, чаще приносят в  музей горожане. Шкуры крупных животных  — редкость. Если состояние подходящее, шкурку снимают, чистят, просаливают в  растворе с  химикатами, счищают с  нее мездру  — слой подкожной клетчатки.

В  1880−90-х годах в  Череповце работала мастерская наглядных пособий для уроков биологии и  рисования. Тогда в  музее появились первые чучела.

«Под кожей находится жировая прослойка, которая без обработки будет неприятно пахнуть. Мездрение  — удаление остатков жира с  внутренней стороны шкурки. Для этого используется скребок. Технология не  сильно изменилась со  времен древних людей, но  усовершенствовалась: появились новые инструменты. Хотя какие-то приспособления мы  делаем сами. К  примеру, у  меня есть заточенная ложка. Ей  удобно мездрить шкурки рыб. У  них тонкая кожа, которая просаливается не  так долго, как у  наземных животных. Отдельный нюанс  — чешуя. Если она крупная, нужно быть крайне осторожным: любой перегиб  — и  она вылетает. Потом нужно вклеивать ее  на  место»,  — продолжает Дарья.

110 чучел выставлено в  залах музея. Больше тысячи хранится в  фондах

Просолка нужна, чтобы полностью вывести воду. Таксидермисты не  добиваются предельной мягкости, как делают со  шкурками для одежды. Затем шкурку натягивают на  манекен, на  котором она сохнет и  твердеет.

«Нужно следить, чтобы ее  не  повело. Она становится внешним каркасом. Чтобы шкурка сохранялась долго, влажность в  помещении должна быть от  30 до  70%. Если условия не  соблюдать, шкурка ссохнется и  потрескается или начнет впитывать влагу и  деформируется. Дополнительно шкурку обрабатываем бораксом, чтобы ее  не  ели насекомые и  микроорганизмы. Раз в  год дополнительная обработка от  кожееда и  моли»,  — уточняет Дарья.

Заяц с  балалайкой или «упоротый лис»  — неэтично

Чучела для выставки таксидермист сначала обсуждает с  музейщиками. Экспонаты должны вписываться в  экспозицию. Поза выбирается подходящая именно для этого животного, чтобы не  появлялись мемы вроде «упоротого лиса».

«Животному придается естественная поза. Если зайцу дали балалайку и  посадили нога на  ногу, он  смотрится сказочно, но  неестественно. Это неэтично по  отношению к  животному. Красивее, если оно в  естественной позе: в  прыжке, во  время бега или спит, свернувшись калачиком»,  — говорит Дарья.

На  создание чучела может уйти от  пары дней до  года и  больше.

«Одна из  последних работ  — чучело сома. Он  пока не  выставлен. Нам принесли двух сомов размерами два и  три метра. Взяли того, что поменьше, потому что для большого не  нашли  бы места. Делали его около года. Пока просолилась шкурка, пока придумали, как сделать такой большой манекен, потом примерки и  подгонка. Причем кожа сома при любом намокании деформируется. У  нас она пошла волнами, так что пришлось снимать швы, подмазывать и  собирать заново»,  — вспоминает Дарья.

С  костями пока на  «вы»

Глаза для чучел Дарья делает сама. Их  можно покупать, но  стоят они дорого. Обычно глаза делают из  оргстекла и  раскрашиваю вручную.

«Пока я  не  беру коммерческие заказы: нарабатываю опыт, тренируюсь. Коллекция музея ограничена, а  у  частников можно попрактиковаться с  необычными чучелами. У  меня в  холодильнике давно лежит агама. Ящерица жила в  частном доме в  Череповце. Интересно поработать с  ней, но  пока мало опыта. Интересно препарировать и  ее  скелетик. Видела несколько работ, когда рядом стоит чучело животного и  его скелет. Это наглядно описывает строение животного. Я  с  костями пока на  „вы“. Пробовала отбеливать черепа, но  они неизменно желтеют. Есть много технологий отбеливания, но  я  пока не  встретила идеальную. Да  и  времени не  хватает. Интересно сделать витрину, в  которой можно сравнить строение черепов разных животных: волка, лисы, куницы, выдры, енотовидной собаки, рыси»,  — поделилась планами Дарья.


Семен Мануйлов

Последние новости

«Фермерский островок» в Череповце

Больше тысячи горожан посетили 7-ую в этом сезоне сельскохозяйственную ярмарку.

«Звезда Череповца»

Такое имя получило новое колесо обозрения. Большинство его металлоконструкций собрано, и теперь строители приступают к монтажу кабинок.

Минпромторг работает над новыми мерами поддержки промпредприятий

На фоне роста ключевой ставки Минпромторг обсуждает с Центральным банком новые меры поддержки для промышленных предприятий.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Люберцах с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *